Автодорога вдоль Охотского моря: актуальность масштабного проекта

У Дальнего Востока большой экономический потенциал. Об этом говорят давно; осенью 2020-го российское правительство утвердило Национальную программу развития региона. Среди основных целей — повышение качества жизни людей и улучшение демографической ситуации.

Что касается последнего, то пока население дальневосточных субъектов РФ продолжает уменьшаться. За последние 30 лет — минус 22%. Сегодня там зарегистрировано около 8 млн человек, что составляет менее 6% от общего числа граждан, проживающих на территории России.

Автодорога вдоль Охотского моря: актуальность масштабного проекта© public domain (Плотность населения России по субъектам)

Хотя от города к городу ситуация отличается. Если Хабаровск находится на уровне 1991 года — 616 тыс. чел. (главным образом, за счет переезжающих из более мелких населенных пунктов), то количество жителей Магадана после распада СССР к 2021-му сократилось почти на 40% — 92 тыс. чел.

Согласно данным ВЦИОМ, большинство людей уезжает из ряда регионов по причине дороговизны жизни и слабо развитой инфраструктуры, в том числе транспортной. Например, плотность автодорог с твердым покрытием в ДФО в пять раз ниже среднероссийского уровня. Более тысячи населенных пунктов попросту не имеют круглогодичной связи с дорогами регионального или федерального значения.

Эксперты и политики неоднократно высказывались о том, что одним из основных сдерживающих факторов экономического развития ДФО является наличие и состояние автомобильных дорог. Написано об этом и в вышеупомянутой Национальной программе.

Нужна новая дорога

По мнению специалистов ИСПИ РАН, снизить миграционный отток экономически активного населения поможет строительство трассы протяженностью примерно 1,5 тыс. км, которая пройдет вдоль побережья Охотского моря и свяжет Магаданскую область с соседними регионами.

Наличие дороги должно не только улучшить связь между населенными пунктами, но и поспособствовать освоению многочисленных месторождений (золото, фосфор, железная руда, редкие металлы и др.). Сегодня они не разрабатываются как раз из-за отсутствия надлежащей инфраструктуры. Всего по ходу будущей магистрали находится порядка 250 крупных месторождений полезных ископаемых.

Автодорога вдоль Охотского моря: актуальность масштабного проекта© pixabay.com

Поэтому проект может быть интересен ряду компаний, которые впоследствии и будут заниматься добычей. Соответственно, они могут взять на себя часть расходов на строительство дороги, главным образом, что касается подъездных путей к месторождениям.

К тому же наличие новой трассы, как считается, отразится и на ценовой политике. Разного рода продукцию станет проще доставлять в Магадан и другие населенные пункты, так как они будут связаны по автодороге с Байкало-Амурской магистралью. Последняя соединится посредством новой трассы и с портами Охотского моря.

Предполагается, что магистраль пройдет через Охотск, Аян и Чумикан. От последнего путь продолжится в юго-западном направлении до Экимчана, дорога от которого сегодня ведет к Февральску — одной из станций БАМа. Если же в будущем будет одобрено строительство железнодорожной линии от Магадана до станции Постышево, что находится на пути Тында — Комсомольск-на-Амуре, тогда осуществить его будет гораздо проще при наличии автодороги.

Сегодня до Магадана можно добраться по федеральной трассе Р504 (Колыма), тянущейся со стороны Якутска. В 2019-ом начался ее капитальный ремонт. Зимой на отдельных участках дороги температура воздуха опускается до -50°, а это добавляет немало трудностей. Климат вдоль побережья Охотского моря более мягкий, что практически исключает движение в столь экстремальных условиях.

Эксперты сходятся во мнении, что реализация подобного проекта самым положительным образом повлияет на развитие дальневосточных регионов, в первую очередь, Магаданской области. С этим согласен и руководитель филиала ООО «Байкал-Сервис ТК» во Владивостоке Данил Маркелов, отметивший, что появление новой дороги существенно облегчит жизнь населения, сделает снабжение городов и поселков более стабильным и менее затратным.

Автодорога вдоль Охотского моря: актуальность масштабного проекта

В то же время, с точки зрения бизнеса, как считает эксперт, строительство трассы будет актуально в случае параллельного запуска каких-либо инвестиционных проектов, связанных с освоением территории: например, разработка месторождений полезных ископаемых или создание перерабатывающих предприятий.

— В настоящее время вся логистика в Магадан (из Владивостока) осуществляется морем (контейнерные перевозки). Если такая дорога появится, то, думаю, произойдет перераспределение между автомобильной перевозкой и доставкой морем, а конкуренция всегда дает положительный эффект. И автомобильные перевозки, если брать во внимание сроки доставки, более надежны, поскольку в меньшей степени зависят от погодных условий (шторма и т. п.), — рассказал Маркелов в беседе с нами.

Правда, как скоро эта концепция может воплотиться в жизнь, говорить пока рано. В прошлом году инициативу уже обсуждали в Совете Федерации и в профильных министерствах. Тогда озвучивалась сумма в 90 млрд руб., хотя подчеркивалось, что о стоимости говорить рано, так как проект не проработан детально. В Нацпрограмму, которая была утверждена в сентябре 2020-го, дорогу не включили.


Источник: строй-россия.рф
11:10
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...