Две страны на одном острове: как развивается территория, которую делят РФ и КНР

В юго-западной части Хабаровского края расположен остров Большой Уссурийский, который от краевой столицы отделяют река Амур и ее протока. Общая площадь острова порядка 350 кв. км, что чуть меньше площади самого города. Правда, России принадлежит лишь половина этой территории — в 2004 году главами РФ и КНР было подписано соглашение, по которому Поднебесной передали западную часть Большого Уссурийского, а также ряд островов, включая Тарабаров (около 40 кв. км).

Таким образом, в давнем вопросе была поставлена точка — споры о контроле над этими территориями шли еще с середины 19 столетия. С 1920-х острова фактически принадлежали СССР, хотя юридически это оформлено не было. В 2008 году окончательно был завершен раздел, и у Большого Уссурийского теперь официально появилось сразу два хозяина.

Две страны на одном острове: как развивается территория, которую делят РФ и КНР© Insider / CC BY-SA 3.0

Интересно, что некоторые жители Дальнего Востока выступали против передачи части острова китайцам, отдельные граждане даже пытались оспорить решение властей в Конституционном суде РФ, требуя проведения референдума. Однако это ни на что не повлияло и каждая из частей острова начала новый путь развития.

Последним словом предыдущего предложения можно лаконично описать происходящее на западной стороне Большого Уссурийского — Китай сразу же взялся за освоение своей территории. Осенью 2012 года в эксплуатацию ввели 1,6-километровый мост, соединяющий остров с городским уездом Фуюань; было построено около 4,5 км подъездных путей. В переводе на российскую валюту стоимость проекта составила порядка 3 млрд руб.

Непосредственно на Хэйсяцзыдао (китайское название о. Большой Уссурийский) появился парк водно-болотистых угодий с наплавными дорожками общей протяженностью 2 км; ботанический сад, зоопарк и гостиничные комплексы, включая экологический отель. Была построена Площадь Солнца с 49-метровым иероглифом, который переводится как «Восток»; возведено 9-этажное культовое сооружение (пагода) и много другой инфраструктуры.

Две страны на одном острове: как развивается территория, которую делят РФ и КНР© fuyuan.ru (81-метровая пагода на Площади пятидесяти шести, о. Большой Уссурийский)

В самом Фуюане построили аэропорт и протянули железную дорогу, чтобы туристы могли легко добраться до острова, который буквально за пять лет превратился в настоящую достопримечательность — место для желающих отдохнуть и насладиться красотами окружающей природы. Каждый год Хэйсяцзыдао посещает более полумиллиона человек.

В 2013 году, когда была закончена большая часть объектов, случилось одно из сильнейших наводнений последних десятилетий — на северо-востоке Китая было затоплено более 60 тыс. домов. Серьезно пострадала и инфраструктура острова, вследствие чего были развернуты восстановительные работы, которые завершили в течение года. КНР намерена и дальше развивать территорию, однако 75% останутся исключительно в статусе природоохранной зоны, где запрещена любая застройка.

Две страны на одном острове: как развивается территория, которую делят РФ и КНР© fuyuan.ru (Площадь Солнца на китайской части острова Большой Уссурийский)

Пока только концепции

Что же касается российской части Большого Уссурийского, то слово «развитие» также звучало достаточно часто, вот только к реализации намеченных в разные годы планов (около 10 концепций) так и не приступали. На острове находится пос. Уссурийский, население которого после наводнения сократилось на ¾, до 100 человек. Когда-то там были пекарня, овощехранилище, школа, санитарная часть, а также многочисленные дачные участки (некоторые из них остаются до сих пор).

В 2013-ом за 4,5 млрд руб. на российской стороне был построен мост длиной чуть менее километра. Правда, на самом острове нет асфальтированной дороги, поэтому на личном автомобиле добраться до своих владений может далеко не каждый садовод. Также три раза в день, начиная с середины весны, от берега к берегу курсирует пассажирский теплоход.

О развитии Большого Уссурийского начали активно говорить с 2006 года. Изначально предлагалось отдать остров под городскую застройку и организовать доступное транспортное сообщение, но денег на это так и не нашли.

Две страны на одном острове: как развивается территория, которую делят РФ и КНР© Andshel / CC BY-SA 3.0 (Мост через Амурскую протоку (Хабаровский край), 2013 год)

После окончательного разделения острова РФ и КНР обсуждали варианты совместного развития территории в качестве туристической зоны. Подобный вопрос поднимался на уровне правительств обеих стран и даже удалось достичь некоторых договоренностей — 31.12.2010 вышло постановление краевого правительства об утверждении соответствующей концепции. В нем, например, говорилось, что в случае реализации проекта к 2020-му ежегодные доходы от туризма вырастут более чем на 2 млрд. руб., а остров будут посещать порядка 2 млн. человек, включая гостей из Южной Кореи и Японии.

Но на российской стороне так ничего и не было сделано, как отмечалось, из-за отсутствия инвестиций. Хотя, по утверждению отдельных чиновников, главной причиной, нарушившей планы, было неожиданное наводнение 2013 года. По мнению д.и.н., профессора кафедры истории и архивоведения КнАГУ Петруниной Жанны Валерьяновны, дальневосточное руководство «утонуло» в согласованиях, бюрократии и частых корректировках принятых планов.

Две страны на одном острове: как развивается территория, которую делят РФ и КНР© Andshel / CC BY-SA 3.0 (Вид на о. Большой Уссурийский с площади Славы в Хабаровске)

Спустя два года после ЧП заговорили о создании круизного туризма, также обсуждалась возможность международных автоперевозок через остров, но и эти идеи по ряду причин, включая финансовую, остались в зачаточном состоянии.

В том же году странами был подписан меморандум о взаимопонимании, а в 2016-ом создана совместная рабочая группа по развитию островной территории. Но пока практически все остается без изменений. Единственное, на острове появился памятник природы — заповедник с уникальными бабочками (голубянка дивина Асахи), которые больше нигде в мире не встречаются.

«Это традиционная беда всех концепций по развитию ДВ. Сначала концепции появляются, согласовываются с представителями северо-восточных провинций КНР, а потом китайская сторона все выполняет, а наша — по разным причинам к реализации не приступает. Китайцы теряют интерес к проектам, а для российского Дальнего Востока они становятся невыгодными», — рассказала Петрунина в интервью нашему изданию.

Две страны на одном острове: как развивается территория, которую делят РФ и КНР© Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края (о. Большой Уссурийский, Россия)

В ноябре 2020-го стало известно, что Большой Уссурийский может стать новой инновационной зоной — домом для многих компаний IT-индустрии. По крайней мере, за такой вариант развития острова проголосовало большинство жителей края; региональные власти решили предоставить право выбора самим гражданам. Теперь слово за Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

По мнению профессора КнАГУ, безналоговая деятельность для малого бизнеса на Дальнем Востоке будет очень полезной и позволит решить вопросы социального и экономического плана.

«В этом случае население будет иметь интерес к развитию ДВ страны, задерживаться в регионе для проживания, а значит возникнет и потребность в создании современной инфраструктуры, столь необходимой для IT-бизнеса. Только тогда возникнут предпосылки для серьезных инвестиций на российскую часть, что заинтересует и китайских партнеров», — отметила Петрунина.


Источник: строй-россия.рф
11:10
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...